Смазочная система двигателя (практические занятия)
Учебные вопросы. 1. Изучение устройства смазочной системы двигателя. 2. Прослеживание пути масла в двигателе. 3. Разборка и сборка полнопоточного фильтра. 4. Снятие с двигателя и частичная разборка насоса.
Методические рекомендации. Руководитель дает вводный инструктаж, знакомит учащихся с содержанием работы, демонстрирует приемы технического обслуживания смазочной системы. Затем кружковцы выполняют задания.
Учащиеся подробно знакомятся с приборами, деталями смазочной системы, изучают места их установки, уясняют назначение и принцип действия.
В ходе выполнения работы руководитель может предложить учащимся ответить, например, на такие вопросы:
- Где устанавливают масляный насос?
- Расскажите о принципе действия полнопоточного фильтра.
- Где устанавливают масляный датчик, каково его назначение?
- Для чего нужны перегородки в масляном картере двигателя?
Далее учащиеся рассматривают пути поступления масла к трущимся деталям, смазываемым под давлением.
Прослеживают в фильтре пути очищенного и неочищенного масла. Руководитель помогает учащимся в этом разобраться.
По ходу выполнения данной части работы руководитель предлагает учащимся ответить, например, на следующие вопросы:
- Как смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала?
- Как смазываются оси коромысел?
- Как смазываются распределительные звездочки?
- Как смазываются кулачки распределительного вала?
Ознакомившись с назначением и устройством деталей и приборов, учащиеся разбирают и собирают полнопоточный масляный фильтр. Руководитель обращает внимание на последовательность его разборки, на порядок замены фильтрующего элемента.
После разборки и ознакомления с устройством фильтра кружковцы его собирают.
Далее учащиеся снимают с двигателя и частично разбирают масляный насос. Руководитель постоянно помогает им в этом. Предлагает учащимся внимательно рассмотреть устройство насоса, устройство и действие предохранительного клапана, демонстрирует регулировку натяжения его пружины. Задает учащимся, например, такие вопросы:
- Для чего необходим редукционный клапан? Как он работает?
- К чему приводит износ шестерен насоса?
- Как отразится на смазочной системе слабое давление пружины клапана?
В конце занятия руководитель оценивает работу звеньев. Затем проводит заключительную беседу путем постановки перед учащимися, например, следующих вопросов:
- Какова последовательность замены фильтрующего элемента фильтра?
- Как определить неисправность смазочной системы, если отказал датчик или указатель давления масла?
- Как заправляют двигатель маслом и выпускают из него?
В заключение руководитель кратко подводит итоги занятия.