Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы - 3
Используя разрезной двигатель, стенд газораспределительного механизма с верхним расположением клапанов и плакаты, руководитель объясняет устройство и принцип действия газораспределительного механизма. Отмечает достоинства и недостатки механизма с верхним расположением клапанов. Предлагает учащимся ответить, что произойдет при расширении деталей газораспределительного механизма от нагревания.Получив правильные ответы, руководитель подкрепляет их примерами и рассказывает о том, как бы работал двигатель при нарушении тепловых зазоров.
Далее руководитель указывает величину теплового зазора между стержнем клапана и нажимным (регулировочным) болтом коромысла.
Затем рассматривает устройство деталей газораспределительного механизма.
Рассказывая о назначении клапанов, руководитель напоминает об условиях их работы: скорости открытия и закрытия, нагреве, ударной нагрузке и т. п. Делает вывод, что впускные и выпускные клапаны различаются между собой по диаметру головки, поэтому они невзаимозаменяемы.
Подробно рассматривает крепление тарелки пружин на стержне клапана. Дает возможность учащимся соединить клапан с тарелкой пружин при помощи сухариков. Рассказывает о назначении двух пружин на клапане и объясняет устройство коромысла с регулировочным болтом. Обращает внимание на материал и термическую обработку этих деталей.
Затем руководитель объясняет устройство распределительного вала, сообщает сведения о материале, показывает профили кулачков. На разрезном двигателе демонстрирует установку вала, объясняет устройство опорных подшипников.
С привлечением учащихся определяет назначение распределительных звездочек. На плакате и действующем стенде объясняет кружковцам установку звездочек по меткам, говорит о последствиях их неправильной установки.
Для закрепления материала руководитель предлагает учащимся рассказать о назначении и работе газораспределительного механизма.
Используя схемы, плакаты, руководитель рассматривает второй вопрос.
Напоминает учащимся о том, что поршень проходит от в. м. т. к н. м. т. за пол-оборота коленчатого вала, поэтому впуск горючей смеси происходит в очень короткий промежуток времени.
При увеличении числа оборотов коленчатого вала уменьшается время впуска горючей смеси. К тому же клапан открывается не сразу, а постепенно. Так руководитель подводит учащихся к тому, что они сами решают, что впускной клапан следует открывать несколько ранее, чем поршень подойдет к в. м. т.