Трансмиссия автомобиля. Сцепление - 1
Учебные вопросы. 1. Схема трансмиссии. Взаимодействие механизмов трансмиссии. 2. Назначение, устройство и работа сцепления. 3. Основные неисправности сцепления, их признаки и причины. Техническое обслуживание сцепления.
Методические рекомендации. Руководитель говорит учащимся, что они начинают изучать следующую основную часть автомобиля — трансмиссию. Напоминает, что для движения автомобиля необходимо передать и изменить крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам; это и выполняет трансмиссия.
Руководитель перечисляет механизмы, составляющие трансмиссию: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал,— и показывает на автомобиле и плакате, последовательно объясняя их взаимодействие. Далее рассказывает о назначении, устройстве и работе сцепления, используя учебный автомобиль, действующий стенд сцепления, плакаты и детали сцепления. Подчеркивает и объясняет, почему эксплуатация автомобиля без этого механизма невозможна. Сцепление необходимо для отключения трансмиссии от двигателя при переключении передач, для кратковременных остановок, а также плавного трогания с места.
Отмечает, что принцип действия сцепления основан на действии сил трения. Демонстрирует учебно-наглядное пособие сцепления, в котором одновременное вращение двух дисков, прижатых друг к другу пружинами, осуществляется за счет трения между ними.
Информирует учащихся, что сцепление бывает сухим и работающим в масле, однодисковым и многодисковым. Сообщает вид сцепления на изучаемом автомобиле.
Руководитель называет и показывает основные детали сцепления:
- ведомый диск, установленный на ведущем валу коробки передач (обращает внимание на возможность перемещения диска вдоль вала);
- ведущий диск, установленный в кожухе сцепления (демонстрирует его крепление к маховику, т. е. ведущая часть сцепления жестко связана с коленчатым валом двигателя);
- нажимное устройство, в которое входит вилка выключения сцепления, графитовый подшипник и нажимная пята (выясняет его действие);
- механизм управления (гидравлический привод), педаль, главный цилиндр, трубопровод, рабочий цилиндр со штоком.
Далее руководитель демонстрирует действие сцепления — его включение и выключение.
Затем подробно останавливается на устройстве каждой детали сцепления в такой последовательности: ведомый диск, ведущий диск с кожухом сцепления, нажимная вилка с подшипником, главный цилиндр, трубопровод, рабочий цилиндр, регулируеллый шток. Обращает внимание учащихся на фрикционные накладки ведомого диска, обладающие большим коэффициентом трения, и на демпферные пружины диска.
Отмечает способ крепления ведущего диска к кожуху, указывает на расположение нажимных рычагов в одной плоскости, упоминает о количестве нажимных пружин, установленных между ведущим диском и кожухом сцепления.