Газораспределительный механизм (практические занятия)
Учебные вопросы. 1. Изучение устройства газораспределительного механизма. 2. Частичная разборка и сборка газораспределительного механизма. 3. Проверка и регулировка зазора между стержнем клапана и регулировочным болтом.
Методические рекомендации. Руководитель знакомит учащихся с проведением практических работ. Показывает необходимый инструмент и съемник для снятия пружин клапана. Затем на головке блока демонстрирует снятие пружин клапана при помощи съемника.
Кратко излагает содержание инструкционных карт.
Перед началом работ руководитель задает учащимся, например, такие вопросы по предстоящей работе:
- Как соединяют пружину с клапаном?
- Каким инструментом регулируют тепловой зазор?
- Какова последовательность регулировки клапанов по цилиндрам двигателя?
- На холодном или прогретом двигателе регулируют тепловой зазор?
- Какой зазор устанавливают у впускных и выпускных клапанов?
Затем руководитель предлагает звеньям приступить к работе, он оказывает учащимся необходимую помощь.
При изучении учащимися первого учебного вопроса — составления перечня и демонстрирования в работе деталей руководитель задает вопросы, связанные с назначением и устройством.
При отработке второго учебного вопроса руководитель обращает внимание кружковцев на последовательность разборки газораспределительного механизма, порядок снятия клапанов, пружин и других деталей.
Непосредственно у рабочих мест руководитель ставит перед учащимися вопросы, используя разобранные детали механизма. Спрашивает о назначении, условиях работы и взаимодействии деталей.
Проверив знания, руководитель разрешает собрать газораспределительный механизм.
Основное время занятия руководитель отводит на проверку и регулировку теплового зазора, следит за ходом регулировки, обращает внимание учащихся на порядок регулировки клапанов. Напоминает, что необходимо установить поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия), измерить зазор щупом и приступить к регулировке. Закончив регулировать зазор при помощи специальных ключей, повторно учащиеся измеряют зазор щупом.
Затем, провернув коленчатый вал точно на пол-оборота, проверяют и, если нужно, регулируют зазоры в клапанах третьего цилиндра. Последующими поворотами коленчатого вала обеспечивают регулировку клапанов четвертого и второго цилиндров двигателя автомобиля «Москвич-2140».
Руководитель обращает внимание на пользование щупом (легкий натяг при перемещении щупа свидетельствует о правильной регулировке).
После уборки рабочих мест руководитель анализирует работу каждого звена.
В заключение проводит краткую беседу с постановкой, например, таких вопросов:
- Какова последовательность снятия клапана?
- Почему зазоры для выпускных и впускных клапанов разные?
- Как правильно измерить зазор щупом?
- Как регулируют зазор в клапанном механизме?
- Как закрепляют тарелку пружин на стержне клапана?
По окончании беседы руководитель кратко обобщает ход занятия.